на первый
заказ
Реферат на тему: Возникновение первоначальных форм мировоззрения
Купить за 250 руб.Введение
Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, можно назвать мировоззрением.Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисленным к мировоззрению, относится философия, она играет большую роль в разрешении мировоззренческих проблем. Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами.
К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.1 Для того, чтобы как можно полнее раскрыть вопрос о возникновении первоначальных форм мировоззрения, необходимо, на мой взгляд, детальное рассмотрение мировоззрения как понятия и как явления.
Затем уже будет возможным обзор и анализ частных примеров функционирования первоначальных форм мировоззрения в древности и у современных нам архаичных обществ.
Оглавление
- Введение- Мировоззрение как понятие
- Первоначальные формы мировоззрения
- Заключение
- Список использованной литературы
Заключение
Ко всему вышеизложенному хотелось бы еще добавить, что, исходя из посыла о том, что мировоззрение - это "более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя"27 важно отметить, что такие формы мировоззрения, как "анимизм" и "фетишизм" отнюдь не являются таковыми в точности и скорее сбивают с толку, чем об"ясняют что-либо. Дело в том, что первобытные люди еще не дошли до основного вопроса "философии - спора о примате материи над духом или духа над материей - по той причине, что они не додумались до такой величайшей абстракции, как дух . Всякое существо, действовавшее в сновидении ли, в мифологии ли ("сверх"естественное" - с нашей точки зрения, но вполне естественное - с точки зрения древних), представлялось не иначе, как вполне телесным; вместо того, чтобы говорить об "одушевлении" предметов древними людьми, правильнее говорить об их "оживлении", но существо, управлявшее предметом, не было "душой, духом" (anima -"душа") в философском смысле слова.28Что касается "фетишизма", т.е. культового поклонения неодушевленным предметам, то это явление не имеет всеобщего значения, потому что каждый такой неодушевленный предмет - это не более как проявление одного вещественного звена семантического ассоциативного ряда, построенного в осмысление явлений мира, и отнюдь не специально свойственно какому-то одному определенному этапу в развитии человеческих мировоззрений. В любой современной религии сколько угодно фетишей.
Сложнее обстоит дело с "тотемизмом", т.е. с системой верований в родовых и племенных предков, которые могут являться в виде животных и - реже - растений и неодушевленных предметов, причем они мыслятся как активно действующие в пользу своих ныне живущих человеческих родичей. По-видимому, тотемизм в конечном счете отражает мифологическое осмысление условий для поддержания существования человеческих коллективов при охотничье-собирательском
или также и скотоводческом хозяйстве; это осмысление шло по таким же самым семантическим рядам, что и в других мифах, но тотемические представления являют собой уже развившуюся, сложную систему. Данные же, которые миссионеры и этнографы успели записать до окончательного распада первобытнообщинного строя, весьма неполны. Поэтому в настоящее время многое в тотемизме остается загадочным.
Список литературы
1. Амосов А.М. Мое мировоззрение //Вопросы философии. - 1992. N 6.2. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М.,1988.
3. Введение в курс философии. - Уфа,1993.часть1.
4. Введение в философию. - М.,1989.часть1.
5. Вейнберг И.П. Рождение истории. - М.,1993.
6. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока -М.,1986.
7. Гегель. Лекции по истории философии. - М.,1932.книга2. - Соч., т.Х.
8. Горан В.П. Древнегреческая мифология судьбы. - Новосибирск,1990.
9. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л.,1989.
10. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.,1990.
11. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий //Вопросы философии. - 1989,N 9.
12. Кант И. Соч. в 6-ти томах - М.,1965. -часть1.
13. Кессиди Ф.Х. От мифа - к логосу. - М.,1972.
14. Клочков И.С. Духовная культура Древней Вавилонии. - М.,1983.
15. Крывелев И.А. К критике анимистической теории //Вопросы философии. - 1956. - N 2.
16. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.,1991.
17. Маркс К., Энгельс Ф.,Соч.2-е изд. - Т.Х111,ХХ1,ХХ111.
18. Митрохин Л.Н. Философия и религия //Вопросы философии.-1989,N9.
19. Мифология древнего мира. - М.,1977.
20. Мотрошилова А.В. Рождение и развитие философских идей. -М.,1991.
21. Немировский А.И. Рождение Клио. - М.,1991.
22. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. - М.,1985.
23. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. - М., 1992.
24. Плеханов Г.В. О религии и церкви. - М.,1957.
25. Поку А. Мифы, сказки, легенды, басни, пословицы и загадки народа бауле. - М.,1960.
26. Фейербах Л. Избр. философ. произв. в 2-х томах. - М.,1965.,т.1.
27. Философская энциклопедия. - М.,1960.,т.1.
28. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобин Т. В преддверии философии.
29. Духовные искания древнего человека. - М.,1984.
30. Холличер В. Природа в научной картине мира. - М.,1960.
31. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - М.,1970.
32. Чанышев А.Н. Начало философии. - М.,1982.
33. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.,1991,т.1.
34. Эпос о Гильгамеше ( "О все повидавшем"). - Перевод с аккадского И.М.Дьяконова. - М.- Л.,1961.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год